Обзор рынка гидробортов в Воронеже и России

Гидроборта или, как их еще называют, гидролифты, микролифты или борта гидрофицированные, – это грузоподъемные механизмы, которые стационарно устанавливают на автомобили или прицепы (полуприцепы). Они предназначены для подъема-опускания грузов (а на Западе и людей) с уровня земли. Обычно гидроборт состоит из грузовой платформы, гидроцилиндров привода платформы, рамы с поперечной балкой (несущим коробом), гидроагрегата (или гидростанции, состоящей из гидронасоса, электродвигателя и аккумуляторных батарей автономного питания) и системы управления с пультом.

Шире распространены подъемники с гидравлическим приводом (как это следует из названия), однако известны подобные грузоподъемные механизмы с пневматическим или механическим приводом. Питание привода осуществляется от бортовой сети автомобиля или аккумуляторных батарей (АКБ) автономного питания (обычно – гидроборта прицепов), которые могут заряжаться от стационарной электросети или от автомобиля. Привод также может осуществляться от коробки отбора мощности автомобиля. Грузоподъемность современных гидробортов становится все больше и у отдельных моделей уже достигает 16 т.

Срок службы гидробортов довольно большой, но, конечно, зависит от условий эксплуатации. В Германии гидроборта служат в среднем по 12 лет, но известны агрегаты, работающие и по 20 лет, т. е. столько же, сколько и сам автомобиль. В России, например, в Нижневартовске эксплуатируются три грузовика с гидробортами МВВ выпуска 2002–2003 гг. На них лишь заменили манжеты в гидроцилиндрах морозостойкими, в остальном проблем с оборудованием не было.

Преимущества и недостатки

Основное преимущество грузового автомобиля, оснащенного гидробортом, в том, что он может загружаться-разгружаться без эстакады или вилочного погрузчика (груз доставляют тележками) либо поднимать гидробортом вилочный погрузчик с грузом, который въезжает внутрь фургона. К тому же грузовик с гидробортом окупается гораздо быстрее обычного автомобиля. Монтаж-демонтаж гидроборта несложен (часто выполняется на болтах, но не у всех производителей, иногда на сварке), поэтому гидроборт можно переставлять с одного прицепа или автомобиля на другой, что в некоторых ситуациях бывает удобно и выгодно.

Прицеп с гидробортом благодаря наличию источника автономного питания можно оставить на разгрузку-погрузку в одном пункте (электроэнергии АКБ хватает на непрерывную работу гидроборта в течение 5...6 ч), в то время как автомобиль-тягач уходит на другой объект и на обратном пути забирает разгруженный прицеп. Именно так организована работа МАЗов с прицепами в сети магазинов «Магнит» в Краснодарском крае.

Гидроборт не нуждается в сложном техническом обслуживании. Для ТО не нужен и специальный инструмент. Рекомендуется раз в год заменять масло в гидросистеме (перед зимним периодом) да иногда закладывать смазку в шарниры и подшипники и проверять зарядку АКБ. Конечно, следует мыть все компоненты гидроборта, особенно зимой, освобождая их от смеси снега, грязи и соли. По опыту эксплуатации: все обслуживание гидробортов обычно выполняют компании-владельцы, обращаясь к производителям или дилерам лишь за консультацией или запчастями. Наконец, эксплуатация гидроборта гораздо безопасней для человека по сравнению, например, с краном-манипулятором. По этой причине гидроборт в России признается навесным оборудованием и для него не требуется сертификация и регистрация в Ростехнадзоре (в отличие от КМУ).

Главным недостатком гидроборта является то, что он «съедает» часть грузоподъемности автомобиля – до 10%.

Типы гидробортов

Различают несколько типов гидробортов. Наиболее распространены классические рычажные (или консольные) гидроборта – грузоподъемные платформы, приводимые в действие несколькими (двумя–четырьмя) цилиндрами подъема и наклона и перемещающиеся от уровня пола грузовика до земли на рычагах, закрепленных шарнирами на раме автомобиля. Рычаги и гидроцилиндры позволяют поднимать и наклонять платформу гидроборта. Преимуществом гидробортов рычажного типа является возможность наклонять платформу, превращая ее в трап, по которому в кузов может заезжать техника, заходить скот и т. п.

В зависимости от конфигурации рычагов платформа рычажного гидроборта в нерабочем положении может располагаться вертикально, закрывая задний дверной проем фургона (существуют модели шириной в половину дверного проема – это удобно, можно открыть одну створку двери кузова, не опуская гидроборт); складываться и убираться под свес кузова (так называемые гидроборта-слайдеры: если погрузка производится с пандуса и гидроборт не нужен, его убирают под кузов, и он не мешает работе); втягиваться под кузов по направляющим (втягивающиеся в отличие от прочих типов гидробортов можно выдвигать из-под кузова на любую нужную длину).

Все большее распространение получают вертикальные гидроборта, которые перемещаются вдоль борта автомобиля по вертикальным направляющим и могут подниматься на высоту до 10 м. Монтируются они еще проще, чем рычажные гидроборта. Такие подъемники применяют для высотных работ на крышах, мостах и т. п. либо могут использоваться для погрузки товаров в кузов в несколько ярусов. Недостаток вертикальных гидробортов в том, что они могут располагаться по отношению к борту грузовика только под углом 90°, и если автомобиль остановится на уклоне, платформа подъемника также будет располагаться наклонно относительно горизонта.

Рынок гидробортов

Более популярны в России гидроборта грузоподъемностью (г/п) 1,0 и 1,5 т. Пользуются спросом и гиброборта г/п 500 и 750 кг, но здесь стоит сказать о менталитете отечественного потребителя: вообще-то нужен 1-тонный гидроборт, но кажется, что 750-килограммовый будет стоить дешевле, а грузить его можно будет с превышением – почти до тонны! Однако здесь наш «премудрый» потребитель ошибается. У МВВ, например, стоимость 500-килограммового и 1-тонного гидробортов практически одинаковая. Популярны и 2-тонные гидроборта, но в меньшей степени, чем 1- и 1,5-тонники.

Рассмотрим несколько наиболее известных на российском рынке производителей.

В верхнем ценовом диапазоне российского рынка гидробортов несомненно находится продукция немецкой компании МВВ, одного из крупнейших производителей этой продукции в Германии. С 2007 г. МВВ стала частью концерна Palfinger. Компания предлагает широчайший ряд высококачественных гидробортов различных типов: с двух- и четырехцилиндровым приводом, со стальными и облегченными алюминиевыми платформами, стандартных и шириной в половину дверного проема, складывающиеся, втягивающиеся, для грузовиков и прицепов, грузоподъемностью от 500 до 5000 кг. Одно из ноу-хау МВВ – антикоррозионное покрытие деталей гидробортов KTL, благодаря которому детали выдерживают многолетнюю эксплуатацию, не корродируя. Специально для России компания разработала морозостойкие манжеты гидроцилиндров (до –42 °С) и влагозащищенный блок управления Basic.

Шведская компания Zepro Z-Lyften Produktion AB в настоящее время входит в концерн HIAB. В модельном ряду Zepro есть гидроборта консольного типа и слайдеры для минивэнов, грузовиков и прицепов, колонные (вертикальные) модели для самосвальных грузовиков, машин, развозящих газовые баллоны и т. п. Грузоподъемность гидробортов Zepro – от 450 до 2500 кг, есть и модели повышенной грузоподъемности – до 9000 кг.

Предлагаются модели с платформами из стали и алюминия, которые оснащают 2, 3 или 4 гидроцилиндрами. Основные стальные элементы конструкции гидробортов защищены антикоррозионным покрытием из полиэфирного порошка с фосфатами и цинком. В некоторых моделях гидростанция встроена в несущую балку. Как заявляет компания, температурный диапазон работы гидробортов составляет от –40 до +50 °С. Однако, по отзывам некоторых специалистов, на ряде наиболее дешевых моделей гидробортов Zepro предохранительные клапаны устанавливают не на все гидроцилиндры, что снижает степень защищенности гидроборта от самопроизвольного опускания.

Немецкая компания BÄR Cargolift представляет на российском рынке несколько модельных рядов гидробортов г/п от 500 до 2000 кг, среди которых легкие для минивэнов шириной в половину дверного проема (мод. FreeAccess) г/п 500...750 кг; консольные для минивэнов и грузовиков (Standard) г/п 500...3000 кг; складывающиеся под кузов (мод. Falt, Retfalt и др.) г/п 1000...2500 кг и вертикального типа для загрузки в несколько ярусов (Vertikal) г/п до 3000 кг. Предлагаются гидроборта с платформой из алюминия и стали.

Компания Dhollandia (Бельгия) по объему производства является одним из ведущих производителей в Европе. В ее линейке гидроборта г/п от 300 до 16 000 кг. Среди них:

  • модели для минивэнов г/п 300...750 кг;
  • консольные модели г/п 500...9000 кг, в том числе специальные (для загрузки легковых автомобилей в фуры), шириной в половину дверного проема;
  • так называемые колонные модели, являющиеся разновидностью рычажных (но рычаги закреплены внутри фургона), г/п 750...2500 кг;
  • модели, выдвигающиеся из-под кузова, г/п 500...3000 кг;
  • поворачивающиеся (складывающиеся под кузов) модели г/п 500...1500 кг;
  • специальные гидроборта (для эвакуаторов) г/п 1000...9000 кг.

Предлагаются алюминиевые и стальные платформы. Силовой агрегат изолирован в стальном коробе. Гидроборта оснащают двумя, тремя или четырьмя гидроцилиндрами. Электрическое управление не содержит электронных компонентов.

Орехово-Зуевский ООМЗ «Транспрогресс» выпускает борт гидрофицированный БГ-1 г/п 1000 кг консольного типа, предназначенный для установки на автомобили ЗИЛ и ГАЗ. Гидростанция помещена внутри металлического ящика, который крепится к раме автомобиля. Емкости аккумулятора хватает на 10 подъемов платформы. Вместимость гидробака – 8 л. Время подъема и опускания платформы – 22 и 8 с соответственно.

Популярные Статьи

Как выбирать гидроборт (советы специалистов)

Как выбирать гидроборт (советы специалистов)

Конечно, прежде всего надо тщательно проанализировать, какие виды работ будет вы..

Обзор рынка гидробортов в Воронеже и России

Обзор рынка гидробортов в Воронеже и России

Гидроборта или, как их еще называют, гидролифты, микролифты или борта гидрофицир..

Рынок гидробортов

Рынок гидробортов

Немецкая компания Dautel GmbH свыше 70 лет производит оборудование для..